Вызов для новых депутатов: Высотки взамен Лосиного острова

Вызов для новых депутатов: Высотки взамен Лосиного острова

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

8 сентября состоятся выборы депутатов Мосгордумы. Новому созыву в наследство достанется множество нерешённых проблем. Одна из наиболее острых – экологическая ситуация в столице и планы по частичной вырубке парков под застройку, включая заповедник Лосиный остров. Царьград опросил кандидатов и узнал, как они будут решать эту проблему

Автор:
Кучер Егор

Было бы неверным утверждать, что экологические проблемы Москвы являются уникальными. В той или иной степени от грубого и бесцеремонного вмешательства городской инфраструктуры страдают все города-миллионники, а особенно такие значимые мегаполисы, как Москва. Крупные города в России продолжают расширяться, и столица служит не только примером реализации масштабных проектов по адаптации городской среды к потребностям растущего населения, но и превосходит другие мегаполисы по числу проблем, возникающих вследствие этой деятельности.

Современная Москва присоединяет новые территории за чертой МКАД, и транспортным потокам уже становится тесно в артериях автомобильных и железных дорог, хотя ещё несколько лет назад подобные проблемы не стояли перед столицей так явно. Столичные власти уже расширили метро на территорию Новой Москвы, и грандиозные проекты метростроевцев на этом не остановились. При этом складывается впечатление, что город сегодня в буквальном смысле раскопан вдоль и поперёк. Идёт строительство новых дорог, Большого кольца метро, реконструируются съезды радиальных дорог, мосты, строятся рокады, хорды, дублирующие МКАД в новых районах Москвы и на территории Подмосковья.

И всё чаще столичные власти обещают москвичам «улучшение транспортной доступности». Это словосочетание стало уже сродни заклинанию, настолько часто оно повторяется. В то же время за грохотом строительной техники мы совершенно не слышим слов «экология», «парки», «природоохранные зоны», «особо охраняемые природные территории». Точнее, теперь заявления о парках уже появляются, однако вовсе не в контексте их расширения или повышения заботы об экологии города. Напротив, если обратить внимание на последние инициативы, то парки и природные зоны должны стать жертвой планов по улучшению транспортной инфраструктуры.

Поэтому перед городом теперь стоит серьёзнейшая проблема – его экология. Ведь речь идёт о том воздухе, которым дышат жители Москвы, о здоровье детей и сбережении хрупкой экосистемы города, которая и без всяких инициатив уже страдает от ухудшающихся условий городской жизни, роста выбросов углекислоты и аппетитов недобросовестных застройщиков. Именно с такой Москвой предстоит иметь дело новой городской Думе.

Большие планы властей

В марте глава правительства Дмитрий Медведев поручил Минюсту и Минприроды проработать вопрос об изменении границ национального парка Лосиный остров в связи с модернизацией Щёлковского шоссе. Предполагается изъять у Лосиного острова порядка 100 га территории, 32 га из них будут вырублены. Взамен власти Москвы пообещали передать национальному парку около 2 тыс. га в Московской области.

Новое Щёлковское шоссе будет иметь протяжённость около 19 км, в проект по его созданию должно быть вложено около 47 млрд рублей. Заявляется, что нынешнее Щёлковское шоссе давно не справляется с нагрузкой, о чём также неоднократно говорил и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.

С марта в среде экологов идёт бурное обсуждение предлагаемого проекта. Главный контраргумент – нельзя трогать уникальный природный заповедник, нельзя сокращать объём «лёгких столицы», а выбирая между интересами транспорта и выживанием как таковым, следует отдать предпочтение второму. Ряд специалистов с тех пор говорили и об обратном, считая, что парку «ничего не сделается», а вот дорога новая нужна.

Планы урезать заповедник не исчерпываются проектом строительства нового Щёлковского шоссе. Как сказано в сообщении на сайте правительства России, 29 мая курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу и Минприроды совместно с правительствами Москвы и Московской области проработать вопрос сокращения границ Лосиного острова. Это нужно для строительства железной дороги в рамках создания одного из московских центральных диаметров (МЦД), который соединил бы Пушкино и Домодедово.

Более того, в декабре 2018 года первый замглавы департамента строительства Москвы Пётр Аксёнов сообщил, что с Минприроды идёт согласование вопроса о строительстве участка Северо-Восточной хорды через территорию Лосиного острова. Не слишком ли много планов приходится на один заповедник?

Очевидно, что раз об урезании Лосиного острова говорят в правительстве всё чаще, а инициатив становится всё больше, то и последствия, так или иначе, будут. По проекту строительства МЦД и МЦД-5 (именно этот порядковый номер присвоен участку из Пушкино в Домодедово) даже составлены примерные сметы. Стоимость строительства первого этапа составит 50-60 млрд рублей, а весь проект оценивается в 155,4 млрд рублей.

Но и это ещё не всё. В конце августа Коммерсант писал, что под угрозой оказались и другие особо охраняемые природные территории (ООПТ) Москвы. Столичные власти провели тендеры на сумму 630 млн для подрядчиков, которые должны будут застраивать территории по крайней мере 60 ООПТ Москвы, включая Битцевский лес, Измайлово, Царицыно, Сокольники, «Долину реки Сетунь» и Воробьёвы горы.

В заявках подрядчики должны обосновать целесообразность строительства, определить этажность застройки, границы строек и прочие параметры. К 2020 году аналогичные новые правила по изменению нормативной базы для размещения в парках «объектов капитального строительства» должны подготовить и регионы. Выходит, Москва и Россия всё-таки начинают застраивать парки?

Экологи отмечают, что сокращать число парков в Москве, как и их размеры, недопустимо. Город ведь растёт, а значит, ему нужно больше «лёгких», а не меньше. Руководитель Центра территориального маркетинга Константин Гаранин заявил, что решение о застройке парков Москвы не выдерживает никакой критики.

Под угрозой застройка капитальными строениями всех московских парков и природных зон – можно будет строить жильё, ТЦ,

– считает эксперт.

Директор Лосиного острова Игорь Сарафанов отмечал, что особо охраняемые природные территории защищены государством, по закону их можно только расширять, а сокращение – противозаконно. С появлением инициативы Медведева экологи заявили, что агрессивное наступление городской среды и транспорта на уникальный природный парк способно разрушить его экосистему, а в результате реализации всех проектов Лосиный остров окажется фрагментирован и перестанет выполнять свою функцию, пострадают обитатели парка – редкие и краснокнижные животные.

Наконец, в столицу попросту не будет больше поступать кислород с территорий, которые планируется вырубить. Если вместо деревьев будут дороги, то очевидно, что чистый воздух окажется заменён выбросами углекислого газа, деревья будут заменены машинами.

Что говорят кандидаты?

Царьград опросил некоторых кандидатов в депутаты Мосгордумы об инициативах правительства, дальнейшей судьбе парков и Лосиного острова, а также их отношении к экологическим проблемам столицы.

Кандидат от «Справедливой России» Владислав Жуков заявил Царьграду, что хотя бы малейшее сокращение территорий парков в Москве недопустимо.

Единственный на сегодняшний день компенсационный элемент, который может способствовать снижению вредного воздействия от антропогенных факторов, от автотранспорта, – это зелёные массивы, зелёные насаждения. Поэтому лично моя непримиримая позиция такова, что никаких сокращений зелёных насаждений в Москве, никаких сокращений таких территорий, тем более ООПТ, быть не может,

– сказал он.

Отвечая на вопрос о судьбе Лосиного острова, кандидат заметил, что уникальность природного заповедника не идёт ни в какое сравнение с «выгодами», которые можно получить в результате его частичной вырубки.

«Вы знаете, что там присутствует очень большой состав краснокнижных высших млекопитающих, те же лоси и так далее. То есть это действительно уникальный природный объект города Москвы. И воздействие на него при любой аргументации – развитие инфраструктуры, экономическая целесообразность, необходимость расширения и улучшения жилищных условий или ради каких-то других административных задач, – несопоставимо с потерей этого объекта или хотя бы даже частичной деградацией. Я категорический противник таких мер. Мы предпримем все меры для того, чтобы этот объект остался в целости и сохранности. Пусть градостроители и градоустроители ищут другие, обходные варианты. Тут игра не стоит свеч», – сказал кандидат.

Антон Вербенкин, выдвиженец от ЛДПР, также видит большие проблемы с экологией Москвы. Он обратил внимание на тот факт, что столичные власти говорят о масштабных транспортных проектах и при этом не задумываются об улучшении экологической ситуации.

У нас в Северном округе планируется строительство транспортно-логистического центра Ховрино. Соответственно, вы понимаете, какая будет транспортная нагрузка. Увеличится число машин, количество людей, в том числе рабочего класса. Вопрос про экологию здесь не стоит, никто его не поднимает. Говорят о строительстве транспортно-логистического комплекса, но не говорят о том, как можно улучшить экологическую ситуацию. Сейчас также ставят задачи расширить дублёр МКАД по улице 850-летия Москвы. Но при этом не ставится задач по расширению количества зелёных зон,

– сказал кандидат.

При этом Вербенкин полагает, что этот вопрос «не вам с нами решать», потому что «у нас придёт руководство, Москва поделена на 45 избирательных округов, на каждом округе будет депутат Мосгордумы, и он должен будет предложить решение проблемы». Кандидат полагает, что при этом нет гарантий, что «они нас услышат», потому что, вероятно, будут «ставить свои задачи».

Самовыдвиженец и директор Бабушкинского парка Игорь Бускин полагает, что Лосиный остров не сможет выдержать натиска городской инфраструктуры, потому как национальный парк просто не может существовать в современном мегаполисе.

Нацпарк, выделенный и окружённый мегаполисом, как вы считаете, он может существовать или нет? Нацпарк Лосиный остров находится между Щёлковским и Ярославским шоссе. Два шоссе его уже разрезали. Он может существовать как национальный парк?

– задался вопросом кандидат.

Он отметил, что ООПТ Москвы уже не являются таковыми, потому что потребности города растут, а территорий для этого не хватает.

«У нас не может быть зоны ООПТ в мегаполисе. В чём заключается особенность? Что там нельзя копать. У нас все зоны ООПТ перекопаны настолько, что между двумя районами находится небольшой сквер, к примеру. Он является ООПТ. А через него коммуникации проходят в два конца, восемь газопроводов, потому что идёт такой трафик, сети электрические, тепло», – сказал Бускин.

По его мнению, работать над озеленением в Москве необходимо – создавать парковые зоны, скверы. Но необходима также модернизация существующих парков, которые «запустили в 1990-е». В Москве, по его словам, очень много аварийных клёнов и тополей, их нужно менять на другие деревья.

«К сожалению, современность забирает это всё. У нас также разрастается Московская область. У нас Лосиный остров фактически до МКАД, после МКАД его уже нет, потому что начинаются Мытищи, Балашиха. Он сужается, потому что они разрастаются, там тоже живут люди. Мы же сами, как люди и потребители, уничтожаем это», – считает Бускин.

Проблему кандидат видит не в московских проектах, а в перенаселённости Москвы и недоразвитости регионов, что вынуждает людей стремиться в столицу и населять новые районы.

«Каждый хочет улучшить свои условия, потому что считает, что у него есть шанс приехать в мегаполис, проявить себя, заработать денег, обосноваться, жить здесь, а не в каком-то маленьком городке. Я коренной москвич, но я прекрасно понимаю тех людей, которые приехали даже из Иванова, молодых. Потому что были градообразующие предприятия, которые, к сожалению, сейчас ничего не выпускают. И город начинает умирать», – сказал он, отметив, что «экология начинается с нас самих».

С этим согласился и кандидат-коммунист Константин Лазарев. Он сказал Царьграду, что проблема с экологией и парками возникает из-за действий Москвы по улучшению транспортной доступности, а эти трудности являются следствием перенаселённости столицы. Она, в свою очередь, происходит по причине недостаточного развития регионов. Лазарев считает, что на Москву просто свалили проблемы федерального уровня.

Все проблемы Москвы основываются на её перенаселённости. Это первый посыл. Второй посыл в том, что перенаселённость Москвы обусловлена катастрофическим экономическим положением в регионах. Люди, естественно, едут в Москву. Я своими глазами наблюдаю, что происходит на кольцевых станциях в районе вокзалов. Соответственно, это не просто проблемы города, это проблемы федерального уровня, которые федеральное правительство сваливает сейчас на московское,

– сказал он.

Лазарев выделил проблему своего округа, в частности, района Москворечье-Сабурово, где прошли митинги против строительства Юго-Восточной хорды, так как на территории оказался могильник радиоактивных отходов.

«Где гарантии того, что вся эта радиация, которая, возможно, пока её не трогают, особо и не будоражит никого, не попадёт в реку, и от этого не пострадают все остальные районы? То есть риски очень большие», – считает он.

Лазарев отметил также, что в настоящий момент не знает, остановлена ли стройка, однако видит, что на «стройплощадке есть определённое движение». Вместе с тем, по его мнению, практика показывает, что власти Москвы «дают заднюю и идут на уступки» только тогда, когда «собирается большое количество возмущённых людей». Лазарев полагает, что в ситуации с Юго-Восточной хордой «общественное движение заставило их туда приехать и почесать у себя в затылке».

По вопросу Лосиного острова и Щёлковского шоссе Лазарев от комментариев отказался, так как «знает об этом только из СМИ» и «не понимает», каковы альтернативные варианты и насколько они реализуемы.

Самовыдвиженец Роман Юнеман, избирающийся от района Чертаново, озабочен, прежде всего, районными проблемами – работой мусоросжигательного и асфальтобетонного заводов. По его мнению, вредные производства должны быть выведены за пределы Москвы.

«Я выступаю за вынос производств из Москвы. Но не просто за вынос, а за модернизацию. Если мы говорим про мусоросжигательный завод, то речь идёт о переходе к переработке мусора. Если мы говорим  про нефтеперерабатывающий завод в Капотне, то тоже нужно его постепенно выводить из Москвы в какие-то менее населённые районы. Потому что невозможно в таком количестве содержать вредные производства в Москве», – считает Юнеман.

Когда Царьград спросил кандидата, возможно ли «вынести» за пределы города не только заводы, но и людей, работающих на этих предприятиях, Юнеман ответил утвердительно. Он считает, что «в Москве не будет этих рабочих мест, зато они будут в регионах», и что специалисты узкого профиля могут уехать вместе с заводом, а широкого профиля – найдут себе новую работу.

По вопросу парков Юнеман высказался категорично. Он считает недопустимым любое сокращение зелёных территорий столицы. Однако в проблеме Лосиного острова он ещё «не разобрался».

 

Я слышал о проблеме, но не могу сказать, что я разобрался и считаю, что нужно сделать вот так. Но в целом моя позиция по любым таким вопросам состоит в том, что национальные парки и ООПТ трогать нельзя. Если речь идёт о расширении, о строительстве дублёра Щёлковского шоссе, придумайте другой способ. Парки трогать нельзя,

– сказал он.

Кандидат от «Справедливой России» Олеся Рябцева считает, что в вопросе Лосиного острова нужно взять на вооружение опыт других стран, которые  строят специальные мосты для обителей леса, чтобы они могли сосуществовать с автомобильной дорогой. Вместе с тем проблемой также является доверие к власти.

«Мне кажется, здесь вопрос не только в том, что нам не нравится, что рубят там Лосиный остров, или ещё что-то. А в том, что мы не доверяем власти, не верим в то, что она выбирает нормальный способ решить эту проблему», – сказала она.

Повысить доверие к власти могут отдельные люди, которое способны сделать московское руководство более открытым, полагает Рябцева. По её мнению, «если бы нас не ставили перед фактом», а «привели бы статистику, цифры», и если бы «кто-то заслуживающий доверия пообещал, что позаботится о животных», то люди относились бы к проблеме иначе. Она добавила, что экологические проблемы Москвы нужно начинать решать с мусорной реформы.

Кандидат от «Яблока» Сергей Митрохин считает, что для спасения Лосиного острова необходимо менять законы и следить за их соблюдением. По его словам, речь идёт не только о строительстве дублёра Щёлковского шоссе, но и о создании вдоль дороги целой полосы капитального строительства, различной инфраструктуры.

«Это заправки, торговые центры и прочие заведения. Скорее всего, это и есть главный мотив, которым руководствуются при реализации проекта. Я думаю, что разгрузить Щёлковское шоссе можно другими способами. Можно тоннель построить, можно надземную эстакаду построить. Это, конечно, будет дороже, чем просто взять и тупо вырубить Лосиный остров. Но его нельзя рубить, это запрещает закон. Это национальный парк», – сказал Митрохин.

«Я не понимаю, почему Минприроды заняло такую позицию, – продолжил кандидат. – Оно природу защищает или просто подчиняется Медведеву? Я думаю, что должна быть независимая позиция у Минприроды по этому дублёру».

По его словам, для Лосиного острова существует и ещё одна угроза – капитальное строительство на его территории или в непосредственной близости к национальному парку.

«Там сейчас кампания с названием «Сказочный лес» хочет застроить огромным комплексом участок, который примыкает к улице Вешних вод и Лосиноостровской улице, и она уже получила разрешение от чиновников Москомархитектуры и Департамента охраны окружающей среды», – сказал кандидат.

Тест на экологию

Таким образом, опрошенные депутаты выступили резко против инициативы по изъятию каких-либо территорий у парков Москвы для нужд городской инфраструктуры. Более того, все они осудили и планы по созданию дублёра Щёлковского шоссе при изменении границ Лосиного острова, назвав это недопустимым.

Очевидно также и то, что вопрос защиты экологии Москвы – это большой и комплексный вопрос федерального значения. Население столицы постоянно увеличивается за счёт переезда людей из регионов (а также из стран ближнего зарубежья). Власти, реагируя на ситуацию, застраивают всё новые и новые территории. Чтобы обеспечить доступность этих районов, претворяются в жизнь грандиозные проекты, которым нет равных в Европе (что видно даже по темпам строительства метро).

Однако «культ застройщика» явно превосходит «культ эколога», и лишь в последние годы жители Москвы стали активно говорить о проблемах и ставить перед чиновниками неудобные вопросы. Также надо понимать, что власти Москвы оказались в своего рода «вилке»: надо и про экологию думать, и транспортные проблемы решать. Как итог – тупиковая ситуация, в которой всё сложнее не заботиться о чём-то одном в ущерб другому.

Совершенно точно можно сказать, что городские власти оперативно дают разрешения на строительство новых районов, которые возводятся стремительными темпами. Когда идёт их активное заселение, то новым жильцам обещают, что через год (два-три или больше) к ним обязательно дотянется метро или будут построены новые дороги. Однако ситуация могла быть иной, если бы сначала строилась инфраструктура и лишь затем на новых территориях поселялись сотни тысяч людей. Однако сейчас проблемы перенаселения приходится решать в экстренном порядке и слишком большой для задыхающегося города экологической ценой.

Поэтому кандидаты, которым уже 8 сентября предстоит тест на поддержку избирателями, на словах сдали «тест на экологию» и показали знание экологических проблем Москвы. Однако сдать его на деле, в случае своего избрания, им ещё только предстоит.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,