5 вариантов дублёра «Щелковского шоссе» (трасса А-103)

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, рассмотрев Ваше обращение, по вопросу «строительства нового направления автомобильной дороги А-103 «Щёлковское шоссе», сообщает.

Заказчиком строительства, содержания, ремонта и капитального ремонта нового направления автомобильной дороги федерального значения А-103 «Щёлковское шоссе» является Федеральное казённое учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Центравтомагистраль»).

Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (далее — СТП РФ), утвержденной Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 №384-р (ред. от 06.04.2019), предусмотрено строительство автомобильной дороги федерального значения новое направление А-103 «Щёлковское шоссе.

Вместе с тем, в соответствии с Градостроительным кодексмо Российской Федерации перед утверждением СТП РФ в обязательном порядке согласовано со всеми заинтересованными федеральными органами государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальным образованием, в том числе с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В 2012 году прорабатывались 5 вариантов прохождения трассы, как по новому направлению с обходом населенных пунктов, таки и реконструкции по существующему направлению федеральной трассы А-103 «Щёлковское шоссе», а именно:

— Вариант № I. Предусматривает строительство эстакады на участке от мкр. Щитниково «Б» в городском округе Балашиха до пересечения с Балашихинским шоссе с разработкой существующего отрезка дорожного полотна. Трасса обхода Щелковского шоссе предполагает минимальный снос объектов придорожного сервиса и прочих строений (38 шт.), минимизирует прохождение автодороги по территории Национального парка «Лосиный остров».
Общая протяженность протяженность участка: 19,4 км.
Ориентировочная стоимость строительства: 37,4 млрд. руб.

— Вариант № IA. Предусматривается переустройство газопровода и нефтепровода на значительно большем протяжении, чем остальные варианты и частичный снос частных домовладений в районе Медвежьи Озера.
Общая протяженность участка: 17,7 км.
Ориентировочная стоимость строительства: 38 млрд. руб.

— Вариант № II. Прохождение проектируемой автодороги севернее пос. Медвежьи Озера и примыкание к существующей автодороге. Практически на всем протяжении проходит на территории Национального парка «Лосиный остров» с максимальным изъятие земель Национального парка «Лосиный остров».
Общая протяженность участка: 20 км.
Ориентировочная стоимость строительства: 48 млрд. руб.

— Вариант № III. Проектируемый участок автодороги проходит от пересечения с проездом к городскому округу Щелково с дальнейшим строительством нового направления автомобильной дороги с выходом на перекрёсток 31 км Щелковского шоссе. Проектируемое направление совпадает с местом расположения подземных газо- и нефтехранилищ ОАО «Газпром».
Общая протяженность участка: 18,5 км.
Ориентировочная стоимость строительства: 56 млрд. руб.

— Вариант № IV. Предполагает реконструкцию существующего направления Щелковского шоссе на участке км 15- км 22. В данном случае возникает необходимость сноса 316 домовладений, а также зданий и строений придорожного сервиса, АЗС, кафе и других, при этом сохраняется необходимость изъятия Национального парка «Лосиный остров».
Общая протяженность участка: 17,09 км.
Ориентировочная стоимость строительства: 47 млрд. руб.

По итогам данной проработки был выбран оптимальный вариант прохождения автомобильной дороги (Вариант №I), ввиду минимального изъятия земельных участков, сноса объектов капитального строительства и минимальной стоимости строительно-монтажных работ.

В настоящее время данное направление является одним из наиболее проблемных «вылетных магистралей» из города Москвы. Автомобильная дорога А-103 «Щёлковское шоссе» на головном участке практически утратила функции федеральной автомобильной дороги и более соответствует функциям магистральной улицы общегородского значения.

Движение транспорта на данном участке характеризуется постоянным многокилометровыми заторами, так как существующая автодорога имеет большое количество регулируемых, нерегулируемых пересечений и пешеходных переходов. Фактическая интенсивность движения составляет около 126 тыс. авт./сут. при нормативной пропускной способности 4-х полосной автомобильной дороги 36 тыс. авт./сут. Пропускная способность автодороги на сегодняшний день исчерпана в полном объеме.

Ввиду расположения вдоль автомобильной дороги А-103 «Щёлковское шоссе» плотной жилой застройки (изъятие которой приведет к массову сносу индивидуальных жилых домов граждан) реконструкция данного объекта (Вариант № IV) не представляется возможной.

Строительство автомобильной дороги позволит разгрузить местную улично-дорожную сеть путем вывода транзитного транспорта за пределы населенных пунктов (Балашиха, Щитниково, Лукино. Долгое-Ледово и Медвежьи Озера).

Материалы по расширения границ национального парка «Лосиный остров» прошли общественные слушания в щелковском районе и городском округе Балашиха Московской области и получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

11.02.2019 Проект Постановления опубликован на официальном сайте regulation.gov.ru для прохождений общественных общественных обсуждений.

Голосование проходило на официальном сайте «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ» (regulation.gov.ru) с 11 по 26 февраля 2019 года.

Подавляющее большинство проголосовавших жителей Московской области высказали положительное отношение к изменению границ Национального парка «Лосиный остров».

ФКУ «Центравтомагистраль» сможет приступить к проектированию и строительству нового направления автомобильной дороги А-103 «Щёлковское шоссе» только после изменения границ национального парка «Лосиный остров».

В настоящее время сроки строительства не определены.